Недавно новосибирский
суд отклонил апелляцию Константина Руднева – первого (и единственного!)
человека, осужденного за организацию тоталитарной секты. Однако вот что
странно: выводы о наличии в деятельности Руднева деструктивных элементов делал
не религиовед, а психолог! И еще более
странно – что это, подчеркиваю, ЕДИНСТВЕННЫЙ пока приговор, и других вроде бы
не предвидится. Меж тем, в стране (и в Новосибирске в частности), вполне
спокойно работают религиозные организации, которые уже давно признаны
тоталитарными сектами всемирно известными специалистами в данном вопросе, а не
доморощенными любителями…
Интересно,
правда? Расставляет все точки над «i» Николай Зинченко, кандидат
наук, профессиональный РЕЛИГИОВЕД (а не психолог и не специалист по PR).
- Я следил за историей Константина Руднева - смотрел
сюжеты по телевидению, кое-что читал в сети Интернет. И пришел к выводам, что
буря случилась в стакане воды – никакой опасности, на мой взгляд, ни Руднев, ни
его взгляды для общества не несут.
Начну с того, что я уже
более 10 лет занимаюсь проблемой деятельности сект в России. И никогда не
слышал об «Ашрам Шамбала» - той самой секте, создание которой приписали
Рудневу. Ну нет ее! Складывается ощущение, что все это – искусно
сконструированный миф. Я понимаю, что неведомое слово «ашрам» способно навести
ужас на российского телезрителя. Потому объясню: ашрамами в Древней Индии
называли обители мудрецов, места, где жили отшельники, переводится это слово
как «защита». Сейчас в индуизме ашрамами часто называют общины, куда человек
приходит для медитации, чтения мантр, духовного саморазвития. Очень часто
центром такой общины становится духовный авторитет, мистик, который передает
свои знания ученикам. Индуизм – мировая религия, к сектам ее не причислить даже
некоторым нашим не в меру ретивым сектоведам - хотя, наверное, очень хочется.
Судя по информации, озвученной
масс-медиа, у Руднева в разное время собирались единомышленники - медитировали,
читали мантры, изучали восточные мистико-философские труды, занимались
оздоровлением организма. Но причем тут секты? Я, как человек, кое-что
понимающий в этом, могу только недоуменно развести руками.
А вот теперь такая
любопытная вещь. Если название «Ашрам Шамбала» придумал не Руднев, а следствие
– как говорится, для пущего эффекта - выходит, все прекрасно понимали, о чем
идет речь. Что речь идет об обычной индуистской практике, а не о секте. Однако
исповедовать любую религию или быть атеистом – права, закрепленные нашей
Конституцией. Откуда же взялось обвинение?
Хотите, я на пальцах
докажу, что никакой секты «Ашрам Шамбала» не было? Начнем с того, что первый
признак секты – наличие некоего собственного учения. У Руднева его не было. Соответственно,
не найдем мы в случае с Рудневым и второго признака секты: жесткого
авторитарного лидера. Отношения Руднева с приезжавшими к нему выстраивались не
на авторитарной основе а, скорее, на паритетной. А то, что он доносил свое
видение ситуации в адаптированной, детской, порой шутовской форме – это его
право. Диоген, например, жил в бочке, валялся в грязи, ходил с нечесаной
бородой – он демонстрировал всем противоречие мира, его дисгармонию. Все
высокое и подлинное обречено на унижение, а глупость и ничтожество возвышено, -
вот какую мысль он доносил такими странными на взгляд непосвященных,
действиями.
Нечто похожее делал и
Руднев. Он в виде пародий демонстрировал своему окружению несовпадение внешнего
и внутреннего, материального и духовного. Это нередко записывалось на видео –
что, кстати, потом с успехом использовалось в очернительной pr-кампании. Как? Да очень просто. Когда небольшой фрагмент
записи вырывается из общего контекста – его смысл может исказиться до
неузнаваемости.
Теперь о следующем
признаке секты – иерархии. Ее в случае с Рудневым не было: люди приходили и
уходили. Сам Руднев не распоряжался даже деньгами, и несколько раз обворовывали.
А некоторые, я так понимаю, приходили к нему с меркантильными целями – пожить в
его доме, получить бесплатный кров и еду. Никого из своих гостей Руднев не
контролировал – у всех были телефоны, ноутбуки, выход в интернет, все свободно
перемещались по дому и по городу. Я таких сект, если честно, не встречал.
И о последнем
важнейшем признаке – о психологическом давлении, насилии над человеческой психикой.
Метод контроля в сектах – психотехники, промывка мозгов. И человек, оказавшийся
в секте, неизбежно деградирует как личность, он катится по наклонной, он
становится агрессивным и ограниченным – но, конечно, этого не замечает. Я видел
передачу «Прямой эфир», на которую приехало три ученицы Руднева. Ни деградации,
ни изменений личности я в них не заметил. Скорее, наоборот: агрессивно и
ограниченно вели себя их оппоненты. Я так понимаю, это общая картинка всей
ситуации: лично знающие Руднева настаивают на том, что у них в жизни все
хорошо, они адаптированы в общество, работают, добиваются карьерных успехов,
ведут здоровый образ жизни – и благодарны Рудневу. А его оппоненты придумывают
какие-то «Ашрам Шамбалы», устраивают целые информационные кампании, агрессивно
«затыкают» и Руднева, и его защитников…
Для меня как для
специалиста очевидно следующее: никаких сект новосибирец Руднев не создавал. И
религиоведы, знающие сущность восточных религиозных мистических учений, это
понимают. А значит, делаю я вывод, у этой бури в стакане воды есть иные,
скрытые от публики, причины. Какие? А вот рассуждать об этом уже не в моей
компетенции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий