вторник, 4 июня 2013 г.

Буря в стакане воды

Недавно новосибирский суд отклонил апелляцию Константина Руднева – первого (и единственного!) человека, осужденного за организацию тоталитарной секты. Однако вот что странно: выводы о наличии в деятельности Руднева деструктивных элементов делал не религиовед,  а психолог! И еще более странно – что это, подчеркиваю, ЕДИНСТВЕННЫЙ пока приговор, и других вроде бы не предвидится. Меж тем, в стране (и в Новосибирске в частности), вполне спокойно работают религиозные организации, которые уже давно признаны тоталитарными сектами всемирно известными специалистами в данном вопросе, а не доморощенными любителями…

Интересно, правда? Расставляет все точки над «i» Николай Зинченко, кандидат наук, профессиональный РЕЛИГИОВЕД (а не психолог и не специалист по PR).

 - Я следил за историей Константина Руднева - смотрел сюжеты по телевидению, кое-что читал в сети Интернет. И пришел к выводам, что буря случилась в стакане воды – никакой опасности, на мой взгляд, ни Руднев, ни его взгляды для общества не несут.

Начну с того, что я уже более 10 лет занимаюсь проблемой деятельности сект в России. И никогда не слышал об «Ашрам Шамбала» - той самой секте, создание которой приписали Рудневу. Ну нет ее! Складывается ощущение, что все это – искусно сконструированный миф. Я понимаю, что неведомое слово «ашрам» способно навести ужас на российского телезрителя. Потому объясню: ашрамами в Древней Индии называли обители мудрецов, места, где жили отшельники, переводится это слово как «защита». Сейчас в индуизме ашрамами часто называют общины, куда человек приходит для медитации, чтения мантр, духовного саморазвития. Очень часто центром такой общины становится духовный авторитет, мистик, который передает свои знания ученикам. Индуизм – мировая религия, к сектам ее не причислить даже некоторым нашим не в меру ретивым сектоведам - хотя, наверное, очень хочется.

Судя по информации, озвученной масс-медиа, у Руднева в разное время собирались единомышленники - медитировали, читали мантры, изучали восточные мистико-философские труды, занимались оздоровлением организма. Но причем тут секты? Я, как человек, кое-что понимающий в этом, могу только недоуменно развести руками.

А вот теперь такая любопытная вещь. Если название «Ашрам Шамбала» придумал не Руднев, а следствие – как говорится, для пущего эффекта - выходит, все прекрасно понимали, о чем идет речь. Что речь идет об обычной индуистской практике, а не о секте. Однако исповедовать любую религию или быть атеистом – права, закрепленные нашей Конституцией. Откуда же взялось обвинение?

Хотите, я на пальцах докажу, что никакой секты «Ашрам Шамбала» не было? Начнем с того, что первый признак секты – наличие некоего собственного учения. У Руднева его не было. Соответственно, не найдем мы в случае с Рудневым и второго признака секты: жесткого авторитарного лидера. Отношения Руднева с приезжавшими к нему выстраивались не на авторитарной основе а, скорее, на паритетной. А то, что он доносил свое видение ситуации в адаптированной, детской, порой шутовской форме – это его право. Диоген, например, жил в бочке, валялся в грязи, ходил с нечесаной бородой – он демонстрировал всем противоречие мира, его дисгармонию. Все высокое и подлинное обречено на унижение, а глупость и ничтожество возвышено, - вот какую мысль он доносил такими странными на взгляд непосвященных, действиями.

Нечто похожее делал и Руднев. Он в виде пародий демонстрировал своему окружению несовпадение внешнего и внутреннего, материального и духовного. Это нередко записывалось на видео – что, кстати, потом с успехом использовалось в очернительной pr-кампании. Как? Да очень просто. Когда небольшой фрагмент записи вырывается из общего контекста – его смысл может исказиться до неузнаваемости.

Теперь о следующем признаке секты – иерархии. Ее в случае с Рудневым не было: люди приходили и уходили. Сам Руднев не распоряжался даже деньгами, и несколько раз обворовывали. А некоторые, я так понимаю, приходили к нему с меркантильными целями – пожить в его доме, получить бесплатный кров и еду. Никого из своих гостей Руднев не контролировал – у всех были телефоны, ноутбуки, выход в интернет, все свободно перемещались по дому и по городу. Я таких сект, если честно, не встречал.

И о последнем важнейшем признаке – о психологическом давлении, насилии над человеческой психикой. Метод контроля в сектах – психотехники, промывка мозгов. И человек, оказавшийся в секте, неизбежно деградирует как личность, он катится по наклонной, он становится агрессивным и ограниченным – но, конечно, этого не замечает. Я видел передачу «Прямой эфир», на которую приехало три ученицы Руднева. Ни деградации, ни изменений личности я в них не заметил. Скорее, наоборот: агрессивно и ограниченно вели себя их оппоненты. Я так понимаю, это общая картинка всей ситуации: лично знающие Руднева настаивают на том, что у них в жизни все хорошо, они адаптированы в общество, работают, добиваются карьерных успехов, ведут здоровый образ жизни – и благодарны Рудневу. А его оппоненты придумывают какие-то «Ашрам Шамбалы», устраивают целые информационные кампании, агрессивно «затыкают» и Руднева, и его защитников…

Для меня как для специалиста очевидно следующее: никаких сект новосибирец Руднев не создавал. И религиоведы, знающие сущность восточных религиозных мистических учений, это понимают. А значит, делаю я вывод, у этой бури в стакане воды есть иные, скрытые от публики, причины. Какие? А вот рассуждать об этом уже не в моей компетенции.


Комментариев нет:

Отправить комментарий